На днях российский рэпер Мирон Федоров, он же Oxxxymiron, выступил в спорткомплексе “Олимпийский” перед 22 000 зрителей. В ближайшие полтора месяца ничего более значительного не случится, и можно смело начинать подводить музыкальные итоги года, который как следует встряхнул российскую поп-сцену.

2017 год начался с привычных коллективных стенаний насчет содержания новогодних телевизионных “огоньков”, мол, “рулили” всё те же, с ними нам, видимо, и помирать. “Первый канал” критике внл и даже согласился провести при помощи социальной сети “Одноклассники” голосование среди зрителей, чтобы выявить реальных лидеров народных симпатий, с которыми комфортно встречать новый год. В верхней части итогового списка сюрпризов не было: его возглавил Григорий Лепс, в первой десятке фигурировали Светлана Лобода, Алла Пугачева и “Ленинград”. Люди высказались, в основном, за тех, кого и так привыкли видеть и слышать каждый день. Исключение составили разве что Филипп Киркоров (тревожное 24-е место) и Николай Басков (вовсе не вошел в Top-30 “Первого” и “Одноклассников”). Были и абсолютные сюрпризы. 20-е место рэп-дуэта “MiyaGi & Эндшпиль” из Владикавказа произвело сильное впечатление, не всякий редактор на ТВ в принципе скажет, кто это такие.

Если в “голосовалке” “Первого канала” и “Одноклассниов” с Бастой, “MiyaGi & Эндшпиль” и “Грибами” хип-хоп показал обнадеживающие, но все же скромные результаты, то рынок новогодних корпоративов демонстрирует буквально прорыв стиля в широкие массы. По данным Ъ-FM, гонорары рэп-звезд в этом году выросли на заказных вечеринках до планки в 50 тыс евро, а среди самых распространенных вариантов сценария такого мероприятия фигурирует, конечно, “рэп-батл”. Менеджеры среднего звена, которые в начале 2017 г. вовсе не знали, что это за зверь, теперь, после громких сражений, собравших миллионы просмотров в YouTube, мечтают почувствовать себя хоть на один вечер Оксимироном или в крайнем случае Гнойным. Этой осенью возникло ощущение, что “баттлят” вообще все, включая народных депутатов и Тину Канделаки. И сценаристы тут же подняли планку стоимости текстов для “батл-рэперов в галстуках” с 20 до 100 тыс руб.

Роль Оксимирона в этом процессе трудно переоценить. Впрочем, трудно и сказать, какой процент зрителей из 22 000, собравшихся в “Олимпийском”, пришел на концерт под влиянием его замысловатых и не слишком праздничных записей, а какой - потому, что в своих баттлах Оксимирон удачнее прочих коллег по цеху сгенерировал образ нового героя - умного, жесткого, принципиального, успешного и, конечно, острого на язык. В суетной, полной стрессов и вызовов жизни каждый мечтает уметь так же споро и хлестко отвечать оппоненту.

Рэп, как форма коммуникации, не просто переросла в России стилистическую или возрастную нишу. Она стала языком повседневности. Просто обратите внимание, насколько часто вы слышите от своих друзей ударные словечки ведущего баттл-платформы Versus Ресторатора “Пошумим!” и “Раунд!”.

“Грибы” выпустили самую популярную песню года. Три самых популярных российских рэпера - былинный богатырь Баста, бизнесмен-государственник Тимати и кумир умников Оксимирон - дали аншлаговые концерты в “Олимпийском”. Не успели люди толком разобраться в политических пристрастиях Хаски, как пора уже было готовиться к новому альбому строптивого Pharaoh. Только-только выучили многочисленные псевдонимы Гнойного, как альбом Фейса поставил рекорд по количеству репостов в сети “ВКонтакте” за сутки (27 000). Поклонники “Хлеба”, Фейса и ЛСП уже не помещаются в “Главклуб” на 3500 человек, им теперь подавай Stadium. Тем временем афиша “Главклуба” чуть ли не на треть состоит из рэп-мероприятий. И речь идет не о субкультурных феноменах.

Песню “Грибов” “Тает лед” поют маленькие дети на утренниках. ЛСП выступает в “Вечернем Урганте”. Хаски играет в “Маленьких трагедиях” Кирилла Серебренникова. После победы в баттле с Оксимироном Гнойный попал на канал “Культура” в шоу самого Михаила Швыдкого. Оксимирону и вовсе впору давать какой-нибудь орден за заслуги перед отечеством: американского баттл-рэпера Дизастера он побил его же оружием на его языке и на его территории. О феномене баттл-рэпа пишут серьезные общественно-политические издания. Если вы подписаны на основные информационные порталы, не сомневайтесь: вы будете в курсе перемещений молодых рэперов из-под крыла одного рэп-продюсера в стан другого, а также обязательно услышите “дисс” бывшей супруги рэп-героя и узнаете, с кем он собирается записать “фит”. Складывается ощущение, что по накалу страстей российская рэп-жизнь уже почти сравнялась с отечественным футболом. И совершенно точно можно сказать, что российская рок-сцена не дает и сотой доли поводов для разговоров от того, что транслирует в мир рэп.

Впрочем, от хайпа до конфуза один шаг. Это в интервью с Юрием Дудем, то есть, в привычной для себя рамке окошка, Гнойный выглядит надменным непробиваемым циником. В шоу “Успех” на канале СТС, которое его позвали судить вместе Филиппом Киркоровым, вся его спесь и весь снобизм тонут в шуме массовки, аплодирующей по команде, а все симпатии публики достаются ведущей Вере Брежневой. Смотреть на нее все равно приятнее.

Это ТВ, детка.